APRS (Automatic Position Reporting System)
Новости Форум Ссылки Статьи Карты О сайте Аппаратура Программы Частоты Узлы и шэки
APRS (Automatic Position Reporting System)
Статус: russia.aprs2.net :: ukraine.aprs2.net URL: aprs.fi :: aprs.fi/bulletin/ :: info.aprs.net :: Архив новостей: ссылка
Статья

Опыт использования коротких волн для APRS

Подготовка и проведение эксперимента по слежению за экспедицией Анатолия DL8RCB в Чехословакию в район города СТРАКОНИЦЕ дало возможность провести много интересных экспериментов и получить опыт по использованию основных функций APRS для сопровождения мобильных объектов.

Во время подготовки:

Открытость работ по подготовке, регулярное информирование через QRZ.RU о сроках, вариантах структуры эксперимента и архитектуры применяемых технических средств позволило привлечь к эксперименту большое внимание радиолюбителей России и стран СНГ.

Сформировался активно действующий, заинтересованный коллектив, в который вошли участники от юга Германии на западе до Тынды на востоке, от Новой Земли на севере до Владикавказа на юге.

Основная часть эксперимента, контроль за движением автомобиля Анатолия DL8RCB от Перлесройта на юго-востоке Баварии до города Страконице в южно-чешском крае Чехии проводилась 2 апреля 2005 года.

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА:

  1. Сбор участников на частоте 14.117 MHz (там же будет проходить эксперимент) с 07:00 до 8:30 MSK
  2. Проверка настроек и взаимодействий в структуре, уточнение деталей и времени выезда. Предполагаемое время выезда 08:30 - 09:00 MSK
  3. Движение с контрольными точками (перерыв в районе границы, чтобы лишних вопросов не задавали)
  4. В точке КОРКУСОВА ХАТА работа APRS и SSB с возможным переходом на 30 или 15 метровый диапазоны
  5. Продолжение движения до района базирования около города STRAKONICE (LOC: JN69XG)
  6. Развёртывание базовой станции
  7. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ОКОЛО 3 (ТРЁХ) ЧАСОВ

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

  • Дигипитер 20-20 м, Владимир UA6JAJ - координация
  • Дигипитер 20-30 м, Роберт RZ3AIF
  • Возможно использование дигипитера 20-15 м Денис RV3DBW
  • В процессе работы возможна перестройка конфигурации !

ТАБЛИЦА УСТАНОВОК:

Вид станции UNPROTO ADDRES Beacon interval
DL8RCB-9 APRS, RELAY, TRACE6-6 1 мин.
Дигипитеры:
UA6JAJ
RZ3AIF
APRS, TRACE6-6 15-20 мин.
Остальные участники APRS, TRACE6-6 15-20 мин.

Интервалы у всех разные для снижения вероятности коллизий.

Настройка дигипитеров
Настройки дигипитеров. RZ3TW заменить на свой позывной !

Структура работы APRS

Будет использоваться в мобильном варианте:

  • комплект УКВ-аппаратуры:
    • Трансивер: KENWOOD TM-D700E
    • Антенна: HP 2070R (mobil)
    • GPS II plus
  • комплект КВ-аппаратуры:
    • Трансивер: KENWOOD TS-570D
    • Антенны:
      • PRO AM PHF-30 для 30 м 10.151.48 LSB
      • МА-5 для 20 м 14.117.00 USB (начало работы) и 14.105.48 LSB

В стационарном варианте добавляется:

  • комплект КВ2: ICOM IC-706 + W3DZZ
  • в комплект УКВ добавляется: антенна на 144-145 MHz антенна на 430 MHz
Автомобиль DL8RCB
Автомобиль DL8RCB

Основная задача состояла в том, чтобы проследить движение автомобиля Анатолия DL8RCB, получив максимальное количество пакетов с координатной информацией за время движения всеми участниками эксперимента и попадание её на APRS сервера в интернет.

Во время движения удавалось поддерживать устойчивую связь с автомобилем Анатолия, что давало возможность ему контролировать работу своего оборудования и всем быть уверенным, что эксперимент продолжается. В процессе движения была сделано две остановки, во время которых Анатолий провёл QSO с участниками эксперимента новым позывным OK/DL8RCB/M.

Во второй половине пути прохождение изменилось и Владимир UA6JAJ перестал принимать Анатолия, а вместе с ним и участники из Подмосковья. Пришлось изменить конфигурацию системы и включить в качестве дигипитера комплекс Бориса RZ3TW и Николая RA9DA. После этого работоспособность системы восстановилась, и в такой конфигурации продолжили работу до конца маршрута.

Вообще обстановка на частоте была очень напряжённая т.к. желая помочь выправить обстановку в дигипитерный режим перевели свои комплексы Юрий UA1ONY и Юрий UA9AGF.

В такой конфигурации координатные пакеты Анатолия могли бы принимать вся Азия и Европа вместе взятые и сопряжённые континенты. Дальнейший анализ протоколов работы показал, что отдельные пакеты гуляли в такой сети через пять дигипитеров. Такого размаха на частотах пакетного радио видеть не приходилось!

Прорисовка пути следования DL8RCB
Прорисовка пути следования (Track) Анатолия. сделанная утилитой UI-Height.
на основе протокола Бориса RZ3TW показывает, что достоверность контроля за движением очень высокая.

За время нахождения под Страконице были проведены эксперименты по использованию частот 7.03500 LSB и 3.58300 LSB для целей APRS. Эти частоты декларированы для использования APRS, но обнаружить на них активность до сих пор не удавалось.

В течении трёх вечеров на 40 метров с 19:00 до 20:00 удавалось наблюдать участников эксперимента в том числе и Анатолия DL8RCB с его скромной для этого диапазона оснащённостью.

На 80 м в утренние часы на также были проведены пробные APRS контакты между Анатолием DL8RCB и Владимиром EW2CE.

APRS 80 м

К сожалению, неудачное место базирование Анатолия и техническое оснащение не позволили провести полноценные APRS контакты через МКС. Но он устойчиво видел координатные пакеты Владимира UA6JAJ и Василия RU6JW.

Поскольку диапазон 20 м на котором работали APRS дал хороший результат, то на обратном путь решили проверить ещё не освоенный в России 30 м диапазон.

Вообще на частоте 10.151.47 LSB наблюдается высокая активность APRS дигипитеров Европы и мысль использовать их во время эксперимента постоянно поднималась участниками эксперимента. Большим достоинством этой конфигурации являлось то, что именно на этой частоте работает дигипитер F6KOB-4 который очень хорошо принимает пакеты в радиусе 600 км и имеет соединение с интернетом (IGATE).

К тому же Роберт RZ3AET дал согласие выступить в качестве кроссбанд дигипитера с 30 м на 20 м для обеспечением APRS информацией станции на частоте 14.117.00 USB , а Василий RU6JW мог транслировать их в восточном направлении.

Движение авто из квадрата JN69XG началось около 11:00 MSK. Вначале работа велась на 20 м диапазоне, т.к. предстояло заправиться дизельным топливом. Анатолий начал искать заправку в районе Страконице - Волене.

Страконице - Волене

Была суббота и это оказалось не так просто. И вдруг мы увидели на мониторах, как его машина, изменив направление, начинает двигаться к чешско-австрийской границе. Да, вроде он туда не собирался - может к кому в гости поехал. (Направление Чешско - Будиевитце где варится пиво Budweszer). Чувство непонимания нарастало и тогда, кто-то робко спросил на частоте: "А куда он?" На этот вопрос мог дать ответ только он. "Толя, ты что а Австрию заправляться собрался?" - последовал прямой вопрос от Бориса RZ3TW.

"Что-что? Куда Я собрался? "- недоумевал Толя, продолжая нажимать на газ. "Да ты же в другую сторону едешь, в Австрию "- продолжал убеждать его Борис. Наконец он понял, что где то в Страконице не туда свернул и надо возвращаться. Вот так находясь за 2 тыс. километров с помощью APRS удалось предотвратить беду, вернуть отца детям и внукам, а мужа жене! ХИ-ХИ!

Наконец то заправившись Анатолий выехал на трассу Прага - Мюнхен (Е4) и попрощавшись в нами на 20 м поменял антенну (МА-5 Kenwood) на штырь для 30 метров (фирмы PRO AM) и к сожалению надолго пропал из нашего поля зрения. Последующий анализ протоколов работы программы UIview, сделанный Робертом RZ3AIF показал, что только несколько координатных пакетов ему удалось принять, часть напрямую, часть через дигипитеры, но ни один из них не декодировался RU6JW? Так, что все остальные кроме Москвы их и не видели! Появился Анатолий только у границы с Германией и убедившись в том, что мы его не видели, после пересечении границы в режиме молчания, снова вернулся на 20 м. (Как потом объяснил Толя, молчание было обусловлено тем, что во время движения по трассе Прага - Мюнхен в голове крутился куплет "Броня крепка и танки наши быстры" и так было тепло на душе от нахлынувших воспоминаний). Теперь устойчиво мы смогли наблюдать его движение до дома (LOC: JN68RS).

Характер трассы

Однако, дальнейший анализ информации поступившей в интернет показал, что на протяжении всего маршрута информация о нём поступала на сервера в интернет с 30 м, а на последнем этапе от границы до дома от Володи RU3EK с 20 м, который подключился к группе слежения только в конце.

Надо сказать, что мы провели несколько увлекательных дней за освоением, нового программного обеспечения, освоили новые ранее не использованные функции, получили практические навыки в разработке и создании структуры APRS направленной на обеспечение высоконадёжного контроля за движением удаленных объектов, проверили возможности других ещё неосвоенных диапазонов, убедились в большой полезности и перспективности новых радиолюбительских технологий.

В конце хотелось бы высказать несколько слов о перспективе APRS в России на КВ:

Схема

Большая благодарность за принятие активного участия в эксперименте: UA6JAJ, RU6JW, RZ3AET, RU3BC, RU3EK, RV3DBW, UA1ONY, RV3TJ, RA9DA, UA9AGR, EW2CE, UA6ATG, RV3APW, UA6JBQ, RU3XD, RA3ON, EW1EW, M0BDQ, RA0JV, UT1HZM и многим другим, кто заинтересованно следили за экспериментом не проявив себя.

Карта участников в APRS
Карта участников эксперимента

Будут новые эксперименты, новые экспедиции, новые встречи и APRS на КВ в России! Всем успеха и удачи!

...

[ 05.11.2005 17:24 ] Updated Корректор: UR3IRS
[ 16.04.2005 ] Борис RZ3TW : Первоисточник: http://www.qrz.ru/articles/detail.phtml?id=330


2005-2014 © APRS Russia
Кольцо дружественных URL: aprs.forum.qrz.ru, echolink.ru, ehant.qrz.ru, yl2rmk.qrz.ru, ua1ati.qrz.ru, ur7iwz.qrz.ruut7izd.qrz.ru, ut2hi.qrz.ru, ra3is.qrz.rur3i.qrz.ru, r3r.ru, amsat.qrz.ru, vhfdx.ru, vhf.qrz.ru, ra3apw.qrz.ru
Создание и поддержка сайта: SKYPE: UR3IRS : E-Mail: UR3IRS aka UA3IRS : Эхолинк: #213122, #133172
Хостинг: Евразия Телеком & qrz.ru, г.Москва